Стюардесса

Бортпроводник или стюардесса?

Профессия стюардессы входит в топ самых романтических профессий мира. Романтики в ней, конечно, хватает — небо, путешествия, разные страны и города, но всё-таки бортпроводник — это, прежде всего, много нужной и важной работы и только совсем чуть-чуть — романтика. Для чего нужны стюардессы, где учат этой профессии и какие требования предъявляют к кандидатам?

Бортпроводник не склоняется

Мы специально допустили ошибку в подводке к материалу, чтобы сохранить ненадолго интригу заголовка. На самом деле единственно правильное, современное, принятое во всём мире название профессии — бортпроводник. 

Это название относительно новое — появилось лишь в конце прошлого столетия, но именно его употребляют все, кто хоть что-то смыслит в авиации, и тем более — профессионалы. Слово «стюардесса» — устаревшее и в настоящее время исключительно простонародное. Его употребляли до 1998 года. До этого времени официальное название профессии звучало как Flight Attendant (лётный помощник), но затем было решено поднять престиж профессии и переименовать её в Cabin Crew (экипаж салона лайнера). 

Вообще, даже сама история происхождения профессии «бортпроводник» многое говорит о её важности для авиаперевозок как бизнеса (к этому мы ещё вернёмся). Первоначально, в самом начале развития пассажирских авиаперевозок, никаких специальных людей для обслуживания пассажиров в самолётах не было: они были не так велики, чтобы возить лишних людей. Да и пассажиров было совсем немного. Так что обычно помощь им в размещении в салоне оказывал второй пилот. На следующем этапе, когда самолёты стали достаточно вместительны, специальные помощники в пассажирских салонах всё-таки появились, но работали в этой профессии исключительно мужчины. 

Во время коротких рейсов бортпроводники почти всё время на ногах, посидеть удаётся только во время взлёта и посадки. И даже когда есть время, свободное от обслуживания в салоне, его найдётся чем занять: навести порядок в служебном помещении, подготовить возвратные ведомости на питание и т. д.

Женщин не брали по следующим соображениям: во-первых, стюард считался членом экипажа и должен был помогать в том числе и с техническим облуживанием воздушного судна, а это работа и сейчас почти исключительно мужская; во-вторых, погрузка и выгрузка багажа тоже занятие, более подходящее для мужчин. 

Революция случилась в 1930 году, когда американка Эллен Чёрч, имевшая образование медсестры, обратилась к руководству авиакомпании Boeing Air Transit с предложением своих услуг во время полётов. Летать Эллен не боялась и даже брала частные уроки управления пилотирования. Менеджеры компании, очевидно прозорливые люди (компания, кстати, существует и сейчас — под именем United Airlines — и является одной из крупнейших в мире), увидели в предложении Эллен нечто большее, чем просто оказание медпомощи во время полётов. Они как раз собирались ввести должности стюардов, а предложение мисс Чёрч натолкнуло их на мысль, что молодые девушки на борту послужат убедительным свидетельством безопасности этого, ещё непривычного в то время вида транспорта. С тех пор бортпроводники — непременная (и обычно самая красивая) часть маркетинга и рекламы авиакомпаний. Но в современной авиации это далеко не самая важная их роль. 

Уже тогда, несмотря на «слабый пол», в обязанности входили: компостирование билетов, уборка в туалете, салоне и кабине пилотов, взвешивание пассажиров и их багажа, раздача пассажирам шлёпанцев, жевательной резинки, одеял, чистка их обуви. Кроме того, первые стюардессы участвовали в погрузке и выгрузке багажа, а на промежуточных посадках носили вёдра с топливом для заправки самолёта! По прибытии авиалайнера в точку назначения должны были помогать закатывать его в ангар.

Кстати, в отличие от слова «стюард» «бортпроводник» не склоняется по родам. То есть слова «бортпроводница» не существует. Примите во внимание. 

Лицо перевозчика

Из всех представителей авиакомпании, с которыми сталкивается пассажир при перелётах, бортпроводники, вероятно, самые важные: они встречают и провожают его у трапа, они же находятся рядом в течение всего полёта. Например, пилотов пассажиры почти никогда не видят — только слышат голос командира по бортовому радио во время официальных обращений. 

Этого достаточно, чтобы сказать, что бортпроводник — лицо авиакомпании. Другие части «тела», понятно, не менее важны, но куда менее заметны. Поэтому в рекламе авиакомпаний образы бортпроводников встречаются, наверное, чаще, чем самолёты. Отсюда же, вероятно, сложилось мнение, что в профессию берут девушек и юношей исключительно модельной внешности. В действительности работа бортпроводников, как мы все имели возможность убедиться во время полётов, далека от работы фотомоделей, хотя они обязаны следить за своей внешностью не менее тщательно — опрятный внешний вид — обязательное требование авиакомпании. В рекламной продукции авиакомпаний настоящие бортпроводники участвуют вовсе не так часто, как может показаться, — хотя и участвуют, но всё-таки это дело профессиональных моделей, — однако с рекламой им приходится иметь дело. Например, в обязанности проводников лоукостеров включено зачитывание рекламных сообщений по внутреннему радио. 

Помимо имиджево-маркетинговой части, в бизнес-процессе авиакомпании бортпроводники выполняют ещё три очень важные функции: обеспечивают безопасность, отвечают за пассажирский сервис в салоне и за логистику посадки/высадки пассажиров. 

И кто бы что ни думал, именно безопасность, а не обслуживание во время полёта — самая первая обязанность и забота бортпроводника. О безопасности говорят на предполётном брифинге и на послеполётном разборе.  Безопасность — то, с чего начинается полёт: «пристегните ремни, приведите спинки кресел в вертикальное положение», демонстрация спасательного оборудования. И безопасность — это то, чему на курсах обучения бортпроводников отводится самое большое внимание. Именно из соображений безопасности, например, на ряд сидений у аварийных выходов не садят пассажиров с детьми, больных, беременных или маломобильных пассажиров. 

Все бортпроводники обязаны владеть приёмами оказания первой медицинской помощи — врача в салоне может и не оказаться. Курс обучения всегда предусматривает даже получение навыков акушера — роды в самолёте случаются редко, но всё-таки случаются. И как правило, именно тогда врачей в самолёте не бывает. 

 Вторая важная функция — сервис. Именно от работы бортпроводников, от общения с ними у пассажира в основном складывается мнение о работе авиакомпании. Иначе говоря, даже идеально организованный и проведённый рейс может оставить негативное впечатление только потому, что бортпроводник не был достаточно вежлив в какой-то ситуации. Но справедливости ради нужно отметить, что чаще немотивированный негатив проявляется со стороны пассажиров. Умение работать в том числе и с такими неприятными пассажирами — часть профессии. 

Сервис на борту включает множество составляющих: контроль температуры воздуха и влажности в салоне, помощь при размещении в салоне, помощь с размещением ручной клади, внимание к «особым пассажирам» — инвалидам, детям, пожилым людям, раздача напитков и еды, контроль чистоты санузлов и т. д. Во время коротких рейсов бортпроводники почти всё время на ногах, посидеть удаётся только во время взлёта и посадки. И даже когда есть время, свободное от обслуживания в салоне, его найдётся чем занять: навести порядок в служебном помещении, подготовить возвратные ведомости на питание и т. д. — так освобождается время после посадки. 

Вообще, время для авиакомпаний ценнейший ресурс. Известная истина: самолёт приносит деньги, пока он летит. На земле он тратит: стоянка, обслуживание, транспортировка, погрузка и выгрузка багажа, подача трапа — за всё нужно платить. Так что чем быстрее пассажиры расположатся в салоне и чем быстрее его покинут, тем выгоднее для авиакомпании. В этом смысле работа проводников для компании имеет не менее отчётливое материальное выражение, нежели рекламно-маркетинговая функция. 

Хотя здесь все чётко расписано и регламентировано, как и в любой части подготовки воздушного судна, авиакомпании не устают искать возможность сократить время посадки и высадки. Например, лоукостеры заказывают самолёты без карманов на спинках кресел, чтобы не тратить время на их проверку после рейса. Инструкции по безопасности наклеивают на спинки — так они не теряются, не нужно допечатывать новые и тратить время на проверку/раскладку. Ну и постоянно ожесточающиеся требования к размеру ручной клади диктуются не только и не столько весом, сколько влиянием на скорость посадки/высадки. Исследования показывают, что пассажиры с небольшими сумками намного быстрее покидают салон, нежели с чемоданами. 

Рост, вес, красота

Требования к бортпроводникам по росту диктуются практическими соображениями: нужно помогать пассажирам размещать ручную кладь на багажных полках, а делать это при росте менее 165 сантиметров невозможно.

Как мы уже писали, расхожий миф о том, что в бортпроводники берут только людей модельной внешности, — это именно миф. Разумеется, внешность тоже оценивается при приёме на работу, но никаких стандартов красоты у авиакомпаний не существует, более того, намного больше значат другие критерии. Например, состояние здоровья, опрятный внешний вид, владение английским и прочими иностранными языками. 

А вот к росту требования предъявляются вполне конкретные: рост должен быть не ниже 165 см и не выше 185 см. И это связано не с возможным участием в фотосессиях, а с тем, что бортпроводник, с одной стороны, не должен испытывать затруднений, укладывая багаж на полку, а с другой — не должен задевать головой проёмы и чтобы без труда мог помещаться на небольшом служебном кресле. Столь же практические соображения диктуют требования к физической форме: человеку с избыточным весом будет непросто проводить большое количество времени на ногах и даже просто перемещаться в стеснённых условиях воздушного судна. В требованиях авиакомпаний, как правило, не указываются ограничения по весу, чтобы избежать обвинений в дискриминации, но иногда можно встретить ограничения по размеру одежды. Например, для девушек — 42–46.  

Есть ограничение по возрасту. Людям старше 30 лет начать карьеру бортпроводника уже не получится. Также отказывают в приёме на работу людям с татуировками и шрамами на открытых частях тела (это связано как с восприятием авиакомпании, так и с предупреждением возможной негативной реакции со стороны пассажиров). 

Среди обязательных требований — отсутствие выраженных дефектов речи, обязательно российское гражданство (для российских авиакомпаний), отсутствие судимости. Крупные авиакомпании уже при первичном собеседовании проверяют у кандидатов наличие действующего загранпаспорта. После предварительного отбора-собеседования перед прохождением обучающих курсов кандидаты проходят тщательный медицинский осмотр в специально лицензированном для этого медицинском учреждении (поликлиника по месту жительства, скорее всего, не подойдёт) — куда более тщательный, чем при получении водительского удостоверения, — бортпроводники должны иметь железное здоровье и психику. 

Пусть меня научат

Яркий макияж бортпроводников — требование авиакомпаний, а не их личная прихоть. Считается, что при искусственном освещении накрашенное лицо не выглядит бледным. А ещё служит «сигнальным оперением» — поможет быстро идентифицировать бортпроводника при необходимости. 

Если вы прошли собеседование и медкомиссия дала «добро», следующая ступень — курсы первичной подготовки бортпроводников. Таких курсов не так уж и мало. Все крупные авиакомпании имеют собственные школы подготовки, поскольку новые сотрудники требуются постоянно — кто-то совсем уходит с работы, кто-то переходит на другие должности или в конкурирующую компанию. Каждая такая школа должна быть лицензирована Министерством образования как образовательное учреждение и, самое главное, иметь так называемый сертификат АУЦ (авторизированного учебного центра) Росавиации (Федерального агентства воздушного транспорта РФ). 

Обучение довольно дорогое. Сравнимо с годом обучения в приличном вузе — 2,5–3 месяца учёбы на курсах первичной подготовки обойдутся примерно в 60 тысяч рублей. Это без учёта сопутствующих трат: дорога, питание, проживание. Правда, год обучения в любом, даже самом приличном университете не даст вам ничего, кроме некоторых знаний, а курсы — востребованную профессию. А если вы учитесь по направлению авиакомпании — то и гарантированное трудоустройство. 

Первоначальная подготовка предусматривает обучение только на один тип самолёта. Как правило, это самые распространённые среднемагистральные Boeing-737, Airbus 319/320 и аналоги. Потом можно будет пройти дополнительное обучение на второй тип воздушного судна. 

На курсах бортпроводников в России, как в любых других образовательных учреждениях, считают, что знаний много не бывает, и подробно обучают практически всему, с чем связана профессия: от трудового законодательства до отработки аварийных ситуаций. В прессе появлялась информация о том, что авиакомпания «Победа» пыталась согласовать в Росавиации сокращённый до полутора месяцев курс подготовки бортпроводников, но не получила разрешения. И это, в общем, правильно — отработав положенное в «Победе», эти бортпроводники вполне могут прийти на работу в любую другую авиакомпанию. 

Обеспечению безопасности пассажиров на курсах отводится больше всего времени. Бортпроводники отрабатывают навыки действий в самых разных нештатных ситуациях: от приступа паники до посадки на воду. И не всё так очевидно, как кажется: например, бортпроводников учат тому, что при аварийной эвакуации мужчины должны покидать самолёт первыми, так как женщины (а тем более с детьми) склонны колебаться, а по примеру мужчин прыгают за борт не раздумывая. 

Помимо авиационной безопасности и оказания первой медицинской помощи, бортпроводники изучают конструкции и особенности эксплуатации оборудования воздушного судна, организацию перевозок на воздушном транспорте, технологии обслуживания пассажиров, правила перевозки опасных грузов и профессиональный английский язык. 

После прохождения учебного курса обязательно проводится практическая наземная подготовка, после чего, при условии успешной сдачи экзаменов, выдаётся свидетельство бортпроводника воздушного судна. Чтобы получить первую квалификационную ступень — «бортпроводник 3-го класса», нужно отлетать не менее 30 часов в качестве стажёра. 

Перечислим несколько самых известных образовательных учреждений, где можно получить профессию: Авиационно-транспортный колледж Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации, Школа бортпроводников (Москва), Учебно-тренировочный центр № 21 (ОАО «Аэропорт Внуково»), Авиашкола «Аэрофлота», Учебный центр авиакомпании S7.

В общем, путь к профессии, о которой мечтают многие девушки, не так уж сложен и совсем не долог. Главные условия: физическое и психологическое здоровье, уверенность в себе и хороший английский. Правда, нужно сразу принять во внимание, что эта работа бывает подчас действительно непростой и полёты в другие города и страны далеко не всегда похожи на путешествия в отпуске. Кроме того, здесь вам точно не грозит быстрый карьерный рост — повышение будет зависеть от квалификации, а она, в свою очередь, от часов, проведённых в воздухе. Например, чтобы стать бортпроводником 2-го класса, нужно налетать не менее 2000 часов. Учитывая, что годовой налёт по нормативам не должен превышать 900 часов в год, то только для повышения в классе нужно отработать при максимально плотном графике около двух с половиной лет. И ещё не менее года — чтобы получить 1-й класс. При наличии квалификации, опыта и способностей бортпроводника могут назначить старшим бортпроводником — руководить бригадой. Но и при наличии опыта, большого налёта эта профессия предполагает постоянное дополнительное обучение: ежегодно сдаются экзамены на знание правил авиационной безопасности, проводится обучение на курсах повышения квалификации, обучение на новые типы ВС. Без этого не только о карьерном росте не приходится мечтать, но и о том, чтобы просто остаться в профессии. 

С учётом всего рассказанного кажется, будто никакой романтики в этой профессии и нет, её придумали. Но, глядя на приветливо улыбающихся девушек в красивой форме, встречающих тебя при входе в салон самолёта, понимаешь: если бы этой романтики не было, разве они бы стали учить все эти правила безопасности и конструкцию аварийного выхода? Вряд ли. А они это сделали. Сделали ради неба, ради крыльев.