Ручная кладь в самолёте: как правильно сложить и что взять

Всё своё беру с собой

Туризм «налегке» уже десятилетие как тренд, а в последние годы просто очень моден. Особенно для путешествий в пределах России и Европы. Таким его сделали не только сами туристы, но и авиакомпании, глобализм и ответственное потребление. 

Чемоданы-гиганты пылятся на полках магазинов, исполняя чаще роль манекенов, нежели настоящего товара. Даже их собратья меньшего размера — чемоданчики cabin-size, вошедшие в моду лет пять назад, — уже не пользуются былым спросом. Новые фавориты авиапутешественников — сумки- трансформеры и рюкзаки. Виной тому — требования авиакомпаний, которые сначала приучили всех летать дёшево в любом направлении, а теперь пытаются заработать на этом. 

Если ещё пять лет назад безбагажные билеты были только в арсенале лоукостеров, то теперь даже премиальные авиакомпании не стесняются предлагать такие тарифы пассажирам. Но почему бы и нет — если ваш багаж — это пара чистого белья, зубная щётка и ноутбук, то вы имеете полное право заплатить за билет меньше. 

И дело не только в цене. Путешествующие без багажа имеют ряд преимуществ: быстрее проходит регистрация на рейс, не нужно тратить время в ожидании багажа по прилёте, никаким проблем с транзитными рейсами и ваш багаж точно не потеряют (хотя всегда есть возможность сделать это самому).

Так что летать, когда «всё с собой», не только модно и дёшево, но и удобно. Тем более в обычных авиакомпаниях размер ручной клади всё равно предполагает довольно большие её габариты — обычно тот самый cabine-size (max 55 x 40 x 25 см) и вес до 10 кг. Более чем достаточно для одного человека.

Но если вы летите лоукостером, следует быть внимательным. К сожалению, заметная доля пассажиров изучением правил провоза ручной клади либо пренебрегает, либо считает их необязательными лично для себя. Напрасно — плата за перевес может оказаться больше стоимости самого билета. Особенно если вы решили прокатиться на лоукостере за рубежом. И никто с вами спорить там не будет — вы либо заплатите, либо не полетите. 

Поэтому мы собрали для вас несколько простых правил — чек-лист подготовки ручной клади к полёту. 

Low-cost означает вовсе не низкие цены, а низкие издержки. Поэтому не стоит удивляться, что иногда у таких компаний цена на билет сопоставима со стандартной. Экономят лоукостеры на всём — от зарплат до сервиса. Но их главная статья снижения издержек — минимальный простой самолётов. В среднем оборачиваемость рейса low-cost авиакомпании составляет 30 минут. У стандартной — час. А чем меньше багажа в самолёте, тем меньше задержек и затрат. Поэтому лоукостеры прямо вынуждают пассажиров летать налегке.

Заранее измеряем ручную кладь

Авиакомпании предъявляют больше всего требований к весу и размеру ручной клади — при регистрации вас могут попросить показать багаж, который вы планируете провозить в салоне, и, если возникнут вопросы, поместить его в контрольную рамку-калибратор. Взвешивают ручную кладь редко, но и это не исключено. 

Как сказано выше, у большинства авиакомпаний габариты ручной клади в среднем составляют 55 x 40 x 25 см, а вес до 8–10 кг. Если вы летите повышенным классом, вам могут накинуть дополнительное место, но не увеличат размеры (хотя и прикроют глаза, если они немного больше). Дело в том, что габариты взяты не с потолка, а определены конструктивно — сумка или чемодан должны помещаться под сиденьем или на багажной полке. 

А вот лоукостеры размеры ручной клади сильно ограничивают. И нужно им это не только для того, чтобы вынудить пассажиров покупать билеты с багажом и чтобы самолёт был легче и потреблял меньше топлива. Это всё важно. Но главное — это время. Чем меньше багажа у пассажиров, тем быстрее они рассаживаются по местам и тем быстрее покидают самолёт. 

Российские правила воздушных перевозок обязывают авиакомпании дополнительно к ручной клади взять в салон рюкзак, дамскую сумочку или портфель. Не учитываются в размере и весе: букет цветов, верхняя одежда, необходимые лекарства. И дополнительно: детская коляска, костюм в портпледе, запечатанный пакет из дьюти-фри, трость, костыли и складное кресло-коляска (если оно поместится на полке над сиденьем или под креслом перед вами). Для заметки — перечень оговорён пунктом 135 Федеральных авиационных правил и Приказом Минтранса № 409. 

Зарубежные авиакомпании обычно разрешают добавить к ручной клади одну личную вещь: небольшую сумочку, ноутбук или фотоаппарат. Но при этом общий вес ручной клади должен быть не больше 7–10 кг. Кроме того, многие разрешают взять зонтик, верхнюю одежду и пакеты из дьюти-фри — всё это не взвешивается. Но лучше всё-таки изучить правила на официальном сайте авиакомпании — разобраться не составит труда. Но идите именно на официальный сайт — не нужно пользоваться информацией сторонних ресурсов — она может устареть или оказаться неточной. 

Рюкзаки в том или ином виде используют по всему миру с древних времён. Например, известный из русских сказок «пестерь» — не что иное, как берестяной рюкзак. В армиях многих стран ранец был частью солдатского обмундирования. В российской армии ранец трансформировался в более удобный и долговечный вещмешок. Модифицированные туристические рюкзаки появились в США уже после Второй мировой войны, а городские молодёжные вошли в моду только в 90-х. 

Как должна выглядеть ручная кладь

Чтобы в аэропорту к вашей ручной клади не возникло лишних вопросов и тем более желания её взвесить, соблюдайте самое простое правило: если вы летите внутрироссийским рейсом, у вас должно быть максимум две сумки: собственно ручная кладь (сумка или чемодан очевидно приемлемого размера) плюс небольшой рюкзак, дамская сумочка или сумка с ноутбуком. На шее может болтаться фотоаппарат, а на плече — портплед с костюмом. В таком случае вас, скорее всего, зарегистрируют и посадят на рейс без проблем. 

Но если вы увешаны многочисленными сумками, как новогодняя ёлка игрушками, портплед и фотоаппарат конкурируют за место на вашей шее, из-за плеча торчит детская коляска, рюкзак напоминает размерами небольшого слона, а в зубах торчит букет цветов, то, скорее всего, у оператора стойки регистрации будут к вам встречные предложения. 

Совет — распределите дорожную утварь между членами семьи, а если летите один и принципиально нет никакой возможности сдать одно из мест в багаж, попросите кого-то из пассажиров, летящих явно налегке, временно принять на себя одну из вещей в обмен, например, на место в очереди на регистрацию. А ещё лучше покупайте билеты с багажом — полёты налегке явно не ваш конёк. 

Второй совет — используйте тканевые сумки, которые легко помещаются в любые измерители. Именно так поступают пассажиры, часто летающие лоукостерами. 

Санкции при несоответствии ручной клади нормам авиакомпании суровы. В России лоукостер попросит вас зарегистрировать груз как багаж. В аэропорту это обойдётся примерно в 1500 рублей. За рубежом дороже: обычная такса — 50 евро при условии, что место в багажном отсеке есть. В противном случае авиакомпания вправе отказать вам в перевозке. 

Собираем базовый гардероб для путешествия

Если вы всё ещё думаете, что лоукост-путешествия — ваш выбор, то хорошо бы обзавестись навыком не брать ничего лишнего. Бывалые путешественники советуют собрать минимальный/оптимальный гардероб и ограничиваться им.

Выглядеть это может примерно так (можно составить список с учётом личных предпочтений, важно помнить о принципе вещь = вес):

а) низ — надеваем одни джинсы на себя и берём ещё одну пару на смену = 0,5 кг;

б) верх — одна футболка на себе, одна про запас и одна вещь с длинным рукавом (лонгслив, свитшот или водолазка) = 1 кг;

в) самую объёмную и тёплую вещь, например толстовку с капюшоном, и верхнюю одежду надеваем на себя = 0 кг ручной клади; 

г) с собой берём только удобную и проверенную обувь: на осень это могут быть кроссовки или кожаные ботинки. В одних мы летим, другие берём на смену = 1 кг;

д) четыре пары нижнего белья и четыре пары носков (длинные и короткие) = 0,5 кг; 

е) техника: фотоаппарат и зарядные устройства = 1 кг;

ё) всякие мелочи вроде лекарств, средств личной гигиены и т. д. = 0,5 кг.

В итоге получается всего 4,5 килограмма! Ничего сложного и ничего лишнего, правда? 

Документы, деньги, телефон и ноутбук лучше держать отдельно — помним о том, что даже жёсткие лоукостеры спокойно относятся к небольшим женским сумкам и поясным сумочкам. Хотя, например, в правилах некоторых лоукостеров указывается, что ноутбук можно взять только без чехла (то есть сумки). Учтите этот момент. И да, одежда с карманами в таких случаях может сильно выручить.

Сэкономить место в багаже могут помочь вакуумные пакеты. Многие их используют даже дома — для хранения сезонных вещей. В таком случае воздух отсасывается пылесосом или специальным устройством. Для поездок лучше использовать компрессионные пакеты, из которых воздух выжимается простым скручиванием.

Чемодан или рюкзак для ручной клади?

Предположим, что ограничения по размеру ручной клади не столь велики, и тогда у вас есть выбор.

В чемодане вещам, конечно, будет удобнее: жёсткий каркас не даст им утрамбоваться и риск раздавить что-то хрупкое не так велик. Если чемодан на колёсах (а другой просто не стоит покупать), то он сильно облегчит вам путь в том случае, если пойдёте по асфальту или любому другому ровному и твёрдому покрытию. Кроме того, на жёстком чемодане можно посидеть в случае необходимости. А чемодан с кодовым замком с определённой долей условности может послужить сейфом. 

Рюкзак хорош уже тем, что ему всё равно по какой поверхности вы его несёте, и ваши руки при этом свободны. В рюкзак можно много чего положить, он хорошо помещается в разного рода калибраторы (если не набит под завязку). Ну и вообще этот аксессуар лоукост-путешественнику подходит куда больше, чем гламурный чемодан на колёсиках.

Есть и промежуточный вариант — сумки с ручками, лямками и колёсами. Этот гибрид, вероятно, наиболее оптимален — такую сумку можно нести на спине, катить и нести в руках. Но в отличие от рюкзака она не так легко трансформируется — из-за колёс и ручки имеет фиксированный размер по длине. 

Ну и поскольку сейчас лоукостеры трансформируют рынок, то установленные ими размеры заставили производителей создать новый продукт. На российском рынке это, например, сумки для «Победы» — под нестандартный размер ручной клади 36 х 30 х 27 см не подходит ни один стандартный рюкзак или чемоданчик. Но теперь и это не проблема. Объём такой специальной сумки – 29 литров. И она войдёт в измеритель почти любой другой авиакомпании мира. 

Как правильно упаковать вещи в ручную кладь

Ещё совет от бывалых: каким бы идеальным, проверенным временем и множеством проб ни был предложенный нами минимальный список вещей, вы наверняка попробуете составить свой собственный. И это правильно: сомневаюсь, следовательно, существую. Но чтобы эти сомнения не завели вас на путь тяжёлых разочарований, сделайте следующее: составьте список вещей, которые решили взять с собой, проставьте количество и примерный вес. Достаньте вещи из шкафа и сложите вместе. Отвлекитесь, а когда вернётесь, то, возможно, вам станет ясно, что кучка великовата. В любом случае складывать вещи лучше, придерживаясь порядка, сложившегося задолго до эры массовых воздушных перевозок. 

Первое. На дно чемодана, сумки или рюкзака положите обувь, а внутрь неё — носки и хрупкую мелочь (например, солнцезащитные очки). Обувь как футляр послужит дополнительной защитой. Каждый ботинок упакуйте в отдельный пакет (необязательно) и сложите так, чтобы носок одного был к пятке другого, а подошвы смотрели в разные стороны.

Второе. Сложите футболки, рубашки, блузки рукавами внутрь, а джинсы — штанина к штанине. После этого скатайте каждую вещь в рулон. Так они займут намного меньше места и не будут мяться. 

Третье. Ни сантиметра даром — мелкие вещи распихивайте по углам. Но помните о том, что какие-то вещи могут вам понадобиться уже в дороге. Положите их сверху или в отдельный карман. Всё, что может разбиться или повредиться при случайном ударе, — внутрь. Снаружи — мягкая одежда.

Четвёртое. Провода зарядных устройств удобно развернуть по периметру — так они займут минимум места и не запутаются. Но если это рюкзак, то положите их так, чтобы не давили вам на спину. 

Обращаем внимание на ограничения для багажа

Об этом знают, кажется, все, но, как показывает практика авиакомпаний, изымающих ежегодно на досмотре тонны вещей, запрещённых к перевозке, не все помнят. Если берёте шампунь, духи, дезодорант (и вообще любые жидкости), то они должны быть в ёмкости не более 100 мл каждая. Шампуни и гели для душа лучше перелить в специальные маленькие баночки. Кроме того, всё это должно лежать у вас в прозрачном застёгивающемся пакете или в прозрачной косметичке. Общий объём жидкостей — не более одного литра. 

Детское питание: пюре, каши, соки и смеси можно брать столько, сколько нужно будет ребёнку во время полёта. 

Если при вас будут какие-то серьёзные лекарства, не забудьте взять рецепт врача.

Что точно нельзя брать в ручную кладь: маникюрный набор, перочинный нож, штопор, трекинговые и лыжные палки, фейерверки, петарды, бенгальские огни, жидкость для заправки зажигалок. В этом один из маленьких минусов путешествий налегке — штопор и маникюрный набор придётся покупать на месте, а потом подарить кому-то. Или как-то обходиться без них.

Можно ли брать алкоголь?

Сакральный вопрос российских туристов. Если везёте алкоголь — сдавайте его в багаж. Если багажа нет, то купить можно в дьюти-фри. Обычно авиакомпании весьма лояльны к запечатанным пакетикам из магазинов беспошлинной торговли. Распечатывать заранее не советуем — можете столкнуться с неприятностями. Кроме того, некоторые из лоукостеров повышенные требования к ручной клади относят и на счёт покупок в аэропорту. Нельзя купить в зоне дьюти-фри чемодан и пытаться с ним пройти на борт лоукостера. Вас не пустят. То же самое с алкоголем: если пакетиков у вас много, то вполне вероятно, что вас попросят сложить всю ручную кладь (включая только что приобретённое) в калибратор и за всё, что не войдёт, предложат доплатить. Внимательно читайте правила. А ещё помните, в Россию можно провезти не более 3 литров алкогольных напитков. 

Что касается еды?

С едой правила тоже разнятся. Чаще всего проблем не бывает. Но есть авиакомпании, которые очень ревниво относятся к тому, что пассажиры едят во время полёта «своё». Правда, есть и такие, которые, наоборот, рекомендуют захватить перекус с собой. Лучше всего в полёт взять «удобную» еду: яблоки, орешки, мармелад, булочки. Всё, что не в жидкой форме, к чему не будет претензий и что не грозит растечься и измазать всё вокруг. Чаще всего к еде претензий не бывает, чего не скажешь об алкоголе. Распивать на борту, если это не то, что вам здесь предложили, запрещено.